суббота, 16 апреля 2016 г.

Как превратить семью в сплоченную команду?

  Кто я, домомучительница или домоправительница? Этот вопрос из «Малыша и Карлсона» неизбежен, если женщина хочет совместить работу и дом. И только на первый взгляд ответ лежит на поверхности: хороший менеджер не может быть плохим организатором. Почему-то ведь распространено мнение, что женщина должна определиться: либо она воспитывает детей, либо занимается карьерой.
  Во  мне такой подход всегда рождал протест и непонимание. На мой взгляд, это нарушение основ баланса: человек может быть гармоничен и счастлив, только когда он полностью реализуется и в профессии, и в личной жизни. Причем абсолютно не обязательно ходить для этого на работу: можно всего достигнуть и «не отходя от кассы».
  Женщина – существо уникальное. Не зря в корпоративном мире считается, что женщина-руководитель – воплощенная эффективность. Она успевает в 24 часа вместить значительно больше, чем эффективный менеджер-мужчина. Ей от природы свойственны аккуратность, внимательность и чуткость по отношению к коллективу. Она принимает решения, исходя из интересов всех членов команды. Если обратиться к теории менеджмента, то главная задача любого менеджера – это развивать и вовлекать в рабочий процесс людей рядом с собой. Но разве не этим занимаются мамы в семьях? Разве семья – не та самая команда, которую женщина ведет под своим управлением в будущее?
  Команду в бизнесе гораздо легче привести к результату. Есть финансовая мотивация, каждый член команды понимает, зачем и для чего он должен в чем-либо участвовать. В конце месяца каждый получает личное финансовое вознаграждение. А как заинтересовать и вовлечь членов семейного коллектива? Что есть тот самый результат?

  Моя подруга, в прошлом крупный руководитель, а ныне член родительского комитета, согласилась принять участие в районной семейной спортивной олимпиаде. Это был беговой марафон. Задача не представлялась легкой, потому что марафон не предусматривал призов. Главная цель – принять участие, причем полным семейным составом. Такие ситуации моей знакомой не раз приходилось решать на работе. Она сформулировала задачу на семейном совете, но неожиданно столкнулась с волной безразличия и непонимания, «зачем это все». Больше всего возмущался муж и отец: у него, естественно, не было времени на всякие глупости. Прямыми указаниями делу было не помочь, но и отказываться от затеи было не в правилах моей подруги. Что-то ей подсказывало, что семейная ситуация чем-то отличается от стандартной на работе. До марафона оставалось три недели.
  Моя подруга принялась за разработку плана действий и расстановку приоритетов: именно это она обычно делала в непростых рабочих ситуациях. Первым пунктом было вовлечь в процесс всех членов коллектива. Самым крепким орешком был папа, а без него участие не считалось полным. Вторым пунктом было само участие в марафоне, ну а третьим – победа: мама понимала, что без подкрепления проекта позитивными эмоциями можно потерять авторитет.
  Для начала в доме появилось много занимательной литературы про бег, в семейных вечерних просмотрах превалировали фильмы про соревнования и вкус победы. Дети начали обсуждать модные бренды кроссовок. Дождавшись полного вовлечения детей, моя подруга прибегла к приоритетному пункту. Она объяснила детям, что без папиного согласия их не примут в зачет, а уж уговорам детей папа противостоять не смог.
  Наступил заветный день. Марафон начинался в 10 утра. Вся команда моей подруги гарцевала на старте в модной экипировке желтого цвета. Во главе, как и положено, был папа с безумно азартным выражением лица. Он решил, что без достойной кричалки никакое дело делаться не может. На ходу стали придумывать ритуал и кричалку. Под руководством папы разработали комбинацию движений, которыми должны были начинать и заканчивать соревнование. Было даже придумано название команды – «желторотики» – в честь цвета семейных костюмов. Дали старт.
  «Желторотики» побежали с шутками, прибаутками, перебивая друг друга кричалкой, останавливаясь по дороге для исполнения ритуала. И вот вроде бы все отлично, задача решена! Но не совсем… Подруга неожиданно вспомнила про третий пункт – победу. Как же без нее?! И во всеоружии своих способностей эффективного руководителя начала подгонять команду к финишу. Первым восстал папа.

«Да брось ты! И так прикольно, весело!» – запротестовал он.

«Зачем нам этот финиш, мама?» – поддержали папу дети.

«Ты прямо как домомучительница», – расстроился младший.

  Подруга затормозила, осмысливая происшедшее. Команда продолжала бежать, но уже без нее… Она встречала их на финише, а я стояла рядом с ней.

  «Ну как? – спросила я, хорошо зная свою подругу. – Наверняка первыми идут?» «Нет. Я чуть все не испортила, – ответила она. – И вообще, как думаешь, кто такая домомучительница?»
  Я была обескуражена вопросом, а в этот момент мимо нас с громким хохотом пробегала команда «желторотиков»: «Мама, мы не победили, даже в зачет не прошли. Ты расстроилась?» Подруга ничего не ответила, а просто, обняв их и выкрикивая вместе с ними победные кричалки, отправилась в сторону дома.
  Да, хороший управляющий – это талант, и совсем не важно, где вы его проявляете. Разница лишь в целях и результатах. В семье они отличаются от целей в бизнесе. В семье результат – это процесс. И если в процессе есть место удовольствию и радости, значит, задача решена максимально эффективно. Важно вовремя увидеть грань, переступив которую у вас уже не будет шанса стать хорошей домоправительницей, другом своим детям. А угодите в домомучительницы, которых хочется запереть в комнате с пылесосом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий