четверг, 3 декабря 2015 г.

Мой ребёнок - другой


  Недавно ко мне подошли подростки с вопросом, как я отношусь к людям нетрадиционной ориентации. Девчонок возмущало хамство по отношению к кому бы то ни было. Долго и горячо говорили мне о свободе выбора и т.п. Узнав о нетрадиционной ориентации ребенка, большинство родителей испытывают шок. А за шоком - растерянность. Что делать дальше? Как вести себя и чем помочь? Блуждая в информационной паутине, нашла статью по теме. Хочу поделиться с Вами.

  Возможно, мы догадывались об этом раньше, но боялись себе признаться. И вот однажды сомнений не остается: у моего ребенка нетрадиционная сексуальная ориентация. Большинство родителей испытывает шок. В эту минуту рушатся все их надежды на то, что у их сына или дочери будет семья и дети, что они будут счастливы и будут пользоваться уважением окружающих. Как реагировать на это новое знание? В чем нуждается наш ребенок, чем мы можем ему помочь? Прежде всего нужно поддержать сына или дочь, а для этого – как можно больше узнать о том, как «устроено» сексуальное влечение и чем отличаются друг от друга люди разной сексуальной ориентации. Свой взгляд на эту непростую для любой семьи ситуацию нам предлагают врач и психолог Игорь Добряков и советник Бюро ЮНЕСКО в Москве Тигран Епоян.
  Реакция одних родителей бывает неоправданно жесткой («Вон из моего дома!»). Другие не хотят в это верить. Им кажется, что это возрастное увлечение, которое пройдет. Третьи бросаются на поиски психологов и врачей в надежде, что от этого можно излечиться. Но сексуальная ориентация – не болезнь и не увлечение.
Сексуальная ориентация – это более или менее постоянное эмоциональное, романтическое и сексуальное (чувственное) влечение человека к другим людям определенного пола. С точки зрения воспроизводства человеческого рода единственно правильной сексуальной ориентацией является присущая подавляющему большинству людей гетеросексуальность – влечение к представителям противоположного пола. Но во все времена существовали те, кого притягивало к лицам своего пола. Сексуальные контакты между особями одного пола нередко наблюдаются и среди животных.
  Сексуальная ориентация может не проявляться в реальном сексуальном поведении человека. Опасаясь общественного осуждения, а иногда и наказания, как это было в прошлом и сохраняется в некоторых обществах до сих пор, многие вынуждены скрывать свою сексуальную ориентацию или поддерживать сексуальное поведение, не соответствующее их реальной склонности. Нередко мужчины и женщины, замечая за собой влечение к представителям своего пола и даже вступая в однополые отношения, не считают себя гомосексуальными. Они могут состоять в браке или находиться в долговременных отношениях с представителем другого пола и воспринимать себя «нормальными» гетеросексуалами или признавать свою бисексуальную ориентацию. Последняя не означает одинакового и одновременного влечения к своему и противоположному полу: желания, фантазии и сексуальные предпочтения могут меняться с течением времени и в зависимости от разных обстоятельств.
  В 1993 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) исключила гомосексуальность из Международной классификации болезней и заключила, что «сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство». Этому заключению предшествовали годы исследований, которые показали, что среди гомосексуалов эмоциональные отклонения и психические заболевания встречаются не чаще, чем среди людей с обычной ориентацией.

Эксперименты подростков
В подростковом возрасте на фоне физиологической гиперсексуальности многие экспериментируют с гомосексуальностью. Еще в 1948 году основоположник исследований сексуальности Альфред Кинзи утверждал, что гомосексуальные контакты хотя бы один раз в своей жизни имели 48% мужчин и 28% женщин*. Подростки чаще всего обсуждают секс в однополой среде, тем более что сверстники того же пола физически более доступны, чем противоположного. Возбуждение, возникающее в процессе этих разговоров, иногда может приводить к совместной или взаимной мастурбации, взаимным ласкам (петтингу). Практика показывает, что временные сексуальные контакты разной степени выраженности между девушками встречаются чаще, чем у юношей. Возможно, это связано с более терпимым отношением общества к взаимным поцелуям, объятиям девочек. Если девушки-подружки спросят у родителей разрешения лечь спать в одну кровать, чтобы «пошептаться перед сном», это вряд ли вызовет удивление и возражение. Желание же юношей спать вместе, скорее всего, вызовет недоумение и протест окружающих. Двойственное отношение общества к мужским и женским гомосексуальным контактам нашло отражение в законах и правоприменительной практике многих стран, в том числе России и других стран СНГ. В Украине до 1991, а в Российской Федерации – до 1993 года мужеложство каралось лишением свободы, а женщин за гомосексуальные контакты не преследовали.
  Тревога взрослых по поводу возможной гомосексуальности подростков при выявлении у них однополых контактов или подозрении, что таковые имели место, понятна, но часто чрезмерна. Однократные или эпизодические сексуальные контакты между подростками одного пола необязательно приводят к гомосексуальной ориентации (и не свидетельствуют о ней). Но из-за них у некоторых подростков может остаться чувство вины и комплекс неполноценности, навязчивый страх «стать геем». Бестактность и резкая реакция взрослых, узнавших о таких отношениях, не только усугубляет комплексы, но может стать причиной острого стресса и даже попытки суицида. На этом фоне может развиться депрессия. Самостоятельно справиться с ней иногда пытаются при помощи алкоголя, наркотиков.

Как возникает гомосексуальность
  Существует довольно много разнородных теорий, пытающихся объяснить феномен гомосексуальности. По-видимому, это говорит, с одной стороны, о многообразии причин этого явления, а с другой – о невозможности выделения типических личностных черт, отличающих гомосексуалов от людей с гетеросексуальной ориентацией. Когда психологам предъявили информацию о жизни мужчин (гомо- и гетеросексуалов), сходных по возрасту, образованию и уровню интеллекта, они не смогли определить, какие данные относятся к гомо-, а какие к гетеросексуалам, в результате чего сделали вывод о том, что «гомосексуальность как клиническое явление не существует»**.
  Одна из версий объясняет возникновение гомосексуальности отклонениями в эмбриональном развитии. В период, когда формируются половые органы эмбриона, в гормональном обеспечении сексуальных функций происходит сбой, который оборачивается предпочтением лиц своего пола. Однако эта теория полного подтверждения не получила, равно как оказалась безуспешной и попытка выделить «ген» гомосексуальности, с тем чтобы утвердить ее исключительно врожденную (или передаваемую по наследству) природу. Зигмунд Фрейд полагал, что в обычных условиях психосексуальное развитие ребенка идет по гетеросексуальному пути, однако считал, что от природы люди бисексуальны, чем объяснял наличие как гетеро-, так и гомоэротических фантазий. К 5–6 годам у мальчиков формируется понимание невозможности эротической связи с матерью. Отдаляясь от нее и имея перед собой пример отношений мужчины и женщины, мальчик приступает к поискам «своей» женщины. Чрезмерные нежности, поцелуи, объятья, сон матери с сыном в одной постели могут стимулировать сексуальность мальчика (чего, как правило, женщина не замечает). При этом сформированный внутренний запрет на сексуальные отношения с матерью вступает в противоречие с направленными на нее сексуальными желаниями, что может тревожить мальчика и приводить к распространению запрета на секс с матерью на всех представителей женского пола, повышая интерес к гомосексуальным отношениям. Девочка к пяти годам должна преодолеть влечение к отцу и идентифицироваться с матерью. Если этого не происходит, то возможно нарушение ее сексуальной ориентации.
  Фрейд считал гомосексуальность неким вариантом сексуального развития, не видел причин стыдиться ее, считать болезнью или предметом гордости. Он писал: «Разумеется, гомосексуальность нельзя считать достоинством, однако в ней нет ничего, чего бы следовало стыдиться, – это не порок, не признак деградации, ее нельзя назвать болезнью; мы рассматриваем ее как некий вариант полового развития. Преследовать гомосексуалов не только крайне несправедливо, это преступно и жестоко»***.

Может быть, виноваты родители?
  Насколько существенно влияние и роль родителей, когда речь идет о сексуальности ребенка? Могут ли они «исправить» природные склонности или, наоборот, способствовать формированию нетрадиционной ориентации? Изучая семейную жизнь своих пациентов, гомо- и гетеросексуалов, психоаналитик Ирвинг Бибер (Irving Bieber) выяснил, что у многих гомосексуалов были чересчур властные матери и слабовольные, пассивные отцы. Он предположил, что гомосексуальность порождается страхом перед отношениями с лицами противоположного пола****. Шарлотта Вольф (Charlotte Wolff), изучавшая лесбиянок, полагала, что среди них много девочек, которым матери уделили недостаточно внимания и любви, а отсутствие близости с отцом лишило их возможности научиться общению с мужчинами*****. Впрочем, дальнейшие исследования показали, что гомосексуалы встречаются в самых разных семьях: благополучных и неблагополучных, в семьях, где доминирует мать, и в семьях, где главенствует отец, в семьях, где мать чересчур строга, и там, где у отца очень близкие и хорошие отношения с детьми. Многие родители считают себя виноватыми в том, что их ребенок «другой», и мучительно ищут ответа на вопрос: «Что мы сделали не так?» Современные данные не позволяют однозначно утверждать, что гомосексуальность возникает в результате неправильного воспитания******.
  Тем не менее полностью игнорировать фактор родительского влияния нельзя. Там, где один или оба родителя недовольны полом ребенка (что, между прочим, отражает их собственные сексуальные проблемы), могут возникнуть проблемы. Например, мать Оскара Уайльда мечтала о дочери, родившегося сына долго одевала в девчачью одежду. Похожая история случилась и с популярным российским певцом-геем Борисом Моисеевым, который так вспоминает о своей матери: «Она меня вообще любила наряжать. Иногда – в платьица и бантики, потому что она хотела девочку. А родился я. Тогда она так и сказала: «Родила девку с яйцами…» Она ждала девочку! Покупала все эти розовые кофточки, шапочки… Она так надеялась: голубые глазки, белокурые волосы, длинные реснички и так далее. А родился – я! Наверное, тогда все и случилось» («Птичка. Живой звук», АСТ, Астрель, 2007).
  Иногда формированию фемининных личностных черт у мальчиков способствует отсутствие образца мужского поведения. Это может быть в полных семьях, в случае, если отец не обладает маскулинными чертами в достаточной мере, или же в случае дисгармоничных отношениях родителей, при которых сын и мать очень близки, а отец практически не занимается воспитанием и нередко ревнует сына к жене. Но чаще такое встречается в семье, где ребенка воспитывает только мать, а рядом нет никого, кто мог бы быть для мальчика примером мужского поведения. Практически одной матерью без отца воспитывался лауреат Нобелевской премии французский писатель Андре Жид. Он не скрывал своей гомосексуальности. Многие герои его романов также имели нетрадиционную сексуальную ориентацию. Из этого отнюдь не следует, что одинокая мать не может воспитать мальчика с маскулинными чертами личности, хотя это, разумеется, труднее сделать, чем в полной семье.

В чужой роли: природное и социальное
  У некоторых детей могут довольно рано проявиться черты поведения и характера, не свойственные их полу. В этом случае и во внешнем виде у мальчиков отмечаются фемининные, а у девочек – маскулинные черты. С возрастом это становится еще заметнее: у мальчиков отмечается особая мимика, пластика движений, высокий голос, а у девочек, наоборот, голос грубоват, движения резкие, мощные. Мальчики, не сопротивляясь, носят мужскую одежду, но придают ей большое значение, очень аккуратны. Они предпочитают яркие цвета, любят украшать себя, нередко отпускают длинные волосы, делают себе прически. Девочки уделяют одежде мало внимания, любят ходить в брюках, мужских рубашках, бесформенных куртках. При первой возможности (например, на карнавале) и те и другие с удовольствием «в шутку» переодеваются в одежду противоположного пола.
  Мальчики охотно помогают матери в домашних делах и свободное время проводят за вышиванием, вязанием, играют в куклы. Многие из них занимаются танцами, фигурным катанием, музыкой. Такие мальчики, как правило, послушны, не доставляют семье хлопот, однако часто вызывают неодобрение взрослых. У девочек отмечается мальчишеское поведение: они предпочитают играть в войну с мальчишками, выбирают командные виды спорта или такие, которыми в основном занимаются мальчики (восточные единоборства, стрельба и т. п.). К девочкам-сорванцам относятся значительно лояльнее, некоторые родители ими даже гордятся.
  Родительское и общественное неодобрение и насмешки сверстников побуждают женственных мальчиков искоренять в себе фемининные черты, пишет социолог и сексолог Игорь Кон. Многим это удается. «Но тем, у кого «женских» задатков изначально больше, сделать это гораздо труднее, что порождает у них устойчивые, иногда на всю жизнь, сомнения в своей маскулинности. Такие мальчики уютнее чувствуют себя в женском обществе и в то же время испытывают напряженный интерес и тяготение к мужскому началу, выступающему как недостижимый образец. В период полового созревания эта гипертрофированная тяга к маскулинности нередко эротизируется. Одних мальчиков влечет к старшим, более сильным, физически развитым и маскулинным подросткам и юношам, общение с которыми, не обязательно сексуальное, приобщает их к вожделенной мужественности, в которой, как им кажется, им самим отказано. Другие, напротив, тянутся к младшим, более слабым и нежным мальчикам, среди которых они чувствуют себя увереннее, чем среди ровесников. Это создает благоприятный эмоциональный фон для выбора соответствующего объекта привязанности – более старшего и сильного или, напротив, младшего и слабого. Гомосексуальность – результат внутреннего развития подростка»*******.
  В зависимости от интенсивности влечения, личностных особенностей, воспитания, микросоциальной среды подростки по-разному реагируют на открытие у себя необычного влечения. Некоторые юноши и девушки не драматизируют ситуацию. Кто-то пытается отвлечься от беспокоящих желаний, начинает усиленно учиться, заниматься спортом, кто-то не пытается бороться со своей особенностью, постепенно начинает приспосабливаться к ней. Многие чувствуют стыд, вину, страх, считают себя неполноценными, испытывают растерянность и тревогу, так как не знают, как жить дальше, а посоветоваться с родителями, со старшими товарищами или с близким другом боятся или не могут.

Жизнь на грани
  Можно ли предупредить формирование гомосексуальной ориентации или изменить ее? Попытки насильственно «исправить» или «вылечить» гомосексуальность ни в прошлом, ни сейчас не давали и не дают результатов. Однако в отдельных случаях удается изменить рисунок поведения ребенка, если это поведение (а также привычки, интересы и склонности) взрослые считают нетипичным для его пола. Что касается взрослых, то некоторые специалисты предлагают проводить добровольную, исключительно по желанию самого человека, «переориентирующую» терапию гомосексуалов: показано, что в некоторых случаях гомосексуальная ориентация у мужчин и женщин отчасти изменяется в результате такой терапии********. Нарастающее число исследований, подтверждающих возможность изменения сексуальной ориентации, заставило бывшего президента Американской психологической ассоциации Роберта Перлофф (Robert Perloff) заявить о том, что уважение к свободе выбора человеком своей сексуальной ориентации предполагает и уважение к желанию гомосексуалов стать гетеросексуалами. Возможно, определенные терапевтические практики и помогают людям, которые очень хотят избавиться от влечения к представителям своего пола. Но всегда есть большой риск травмировать пациента, особенно если «лечение» проводится под внешним давлением.
  В силу господствующих в обществе стереотипов гомосексуальность связана с угрозой депрессии, тревожности и суицидального поведения. «Не смея жить своей собственной, единственно возможной для него жизнью, «голубой» подросток вынужден ухаживать за теми, кого он не может любить, и любить тех, за кем не может ухаживать. Это делает его жизнь мучительным чередованием «неподлинных» и несовместимых друг с другом ролей и масок. Маленький гей или лесбиянка не могут открыться родителям, которые часто так же предубеждены, как и соученики. Ребенок чувствует себя гадким утенком, единственным на всем белом свете. Одно из самых страшных последствий «голубого одиночества» – так называемые «немотивированные» подростковые самоубийства. Риск суицида среди юных геев и лесбиянок особенно велик, если они: 1) слишком рано открыто обнаруживают свою гомосексуальность, 2) подвергаются в связи с этим насилию и преследованиям, 3) пытаются решить свои проблемы с помощью алкоголя и наркотиков и 4) отвергнуты своими семьями. Эти молодые люди умирают не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокого отношения окружающих»*******.

Задача взрослых – помогать расти
  Поскольку специалисты не пришли к однозначным выводам о причинам возникновения нетрадиционной ориентации и возможностях ее изменения, задача родителей – создать в семье обстановку, способствующую естественному развитию ребенка, поддерживающую его природные устремления и помогающую преодолевать трудности взросления.
  Если мальчик недостаточно силен и активен физически, избегает спортивных игр и сторонится других мальчишек, это вовсе не значит, что он гей или предрасположен к гомосексуальности. Важно, чтобы родители одобряли и поддерживали мужские интересы и поведение мальчика. Родители (в первую очередь отец) или другие взрослые, которые пользуются его доверием, могут вовлечь его в занятия спортом, увлечь «мужским» хобби, что облегчит мальчику общение со сверстниками. При этом маме следует отказаться от излишней опеки («тебя продует», «ты устанешь», «тебе надо поесть», «не бери, я сама донесу») и избыточного сострадания («тебя обидели», «больше с ними не общайся»), чтобы мальчик не превратился в «маменькиного сыночка» и не культивировал жалость к самому себе. А отцу предстоит завоевать авторитет у сына, стать значимым для него человеком, чему способствуют совместные поездки, походы в магазин и в кино, работа по дому, борьба-возня, в которой отец поддается, что позволяет мальчику чувствовать свою силу и тренировать ловкость. Если в семье родилась дочь, а папа, спортсмен и любитель рыбалки, хотел сына для совместных походов, не нужно из девочки «лепить» мальчишку. Равно как и матери, несчастной в любви, не стоит внушать дочери, что все мужчины негодяи, отбивая у нее интерес к противоположному полу. Не бойтесь любить и баловать девочку и поддерживайте в ней проявления женственности!
* А. Kinsey et al. «Sexual Behavior in the Human Male» (Indiana University Press, 1948).
** E. Hooker «The Adjustment of the Male Overt Homosexual». Journal of Projective Techniques, 1957, vol. 21.
*** Письмо З. Фрейда (1951) цитируется по: У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Колодни «Основы сексологии» (Мир, 1998).
**** I. Bieber et al. «Homosexuality: A Psychoanalytic Study of Male Homosexuals» (Basic Books Inc, 1962).
***** Ch. Wolff «Love Between Women» (Duckworth, 1971).
****** У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Колодни «Основы сексологии» (Мир, 1998).
******* И. Кон «Гомосексуальность» (статья в Энциклопедии «Кругосвет», krugosvet.ru)
******** R. Spitzer «Can some gay men and lesbians change their sexual orientation?». Archives of Sexual Behavior, 2003, vol. 32, № 5.

Если ребенок другой
  Обычно от первого осознания эротического интереса к представителю своего пола до уверенности в своей гомосексуальности проходит несколько лет. Подросткам и молодым людям часто трудно признаться в этом самим себе, не говоря о том, чтобы рассказать родителям. И если они это сделали, это значит, что они вам доверяют и рассчитывают на ваше понимание.
1. Постарайтесь, чтобы вашей первой реакцией не стал крик или слова о том, что он вас разочаровал, что теперь вся ваша и его жизнь пойдут кувырком. Ребенок это и так понимает. Поэтому ему так нужна ваша поддержка и ваша любовь. В том, что он «другой», нет его вины. Он рассчитывает, надеется, что вы будете любить его таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким вы его привыкли или хотите видеть.
2. Попробуйте для начала вместе разобраться в причинах, заставивших вашего сына или дочь сделать заключение о своей гомосексуальности. Возможно, это была всего лишь случайная эрекция или прилив эротического желания во время потасовки или совместная мастурбация. Возможно, вашей дочери или сыну очень нравится кто-то из одноклассников того же пола, и это чувство заставляет ее или его предполагать у себя гомосексуальные наклонности. Наконец, слабый и женственный мальчик может стать объектом не просто насмешек, а систематической травли и унижения со стороны сверстников в школе и во дворе, получить обидное прозвище и, что самое страшное, подвергнуться сексуальному насилию, и на этом основании решит, что он гей.
3. Если самим разобраться не удается, обратитесь к хорошему психологу. Избегайте тех, кто пообещает быстро и на всю жизнь избавить от этой «заразы». Подобные обещания дают только шарлатаны, подыгрывающие желаниям клиентов.
4. Не вините себя за то, что недоглядели. Даже если бы вы вовремя заметили «инаковость» вашего ребенка, это вовсе не значит, что вам удалось бы ее «исправить». Мало у кого получается надолго закодироваться от водки или сигареты – искусственно сформированной зависимости, а уж тем более изменить обусловленное природой и множеством других факторов устойчивое, непреодолимое сексуальное влечение!
5. Не зацикливайтесь на поиске причин «отклонений» у вашего ребенка. Однозначного ответа не смогут дать даже самые лучшие в мире специалисты-сексологи. В одной семье из нескольких детей от одних и тех же родителей, при одинаковом воспитании и схожем опыте социализации кто-то может оказаться гомосексуалом, кто-то иметь традиционную ориентацию, а кто-то – испытывать влечение к представителям обоих полов.
6. Если у подростка действительная, а не воображаемая гомосексуальность, ваша главная задача – остаться его другом и опорой в жизни, которая, к сожалению, будет часто напоминать ему о его «несоответствии стандартам». Полезные советы и поддержку вы можете получить от других родителей, которые имеют подобный опыт. Найти их можно через интернет на специальных сайтах и в социальных сетях.Не отчаивайтесь и не осуждайте вашего ребенка. Примите его таким, какой он есть. Проявите милосердие, мудрость и терпение. И вы вместе сможете пережить этот самый трудный и драматический момент в жизни вашего ребенка.
 Что могут сделать родители?
  Однажды на прием женщина привела своего 9-летнего сына. Мальчик был послушным, любознательным, хорошо учился. Но ее беспокоило то, что он растет женственным, изнеженным, обидчивым, часто плачет, предпочитает играть с девочками. Мальчика удалось вдохновить на посещение групповых занятий по игровой психотерапии, в процессе которых решалась задача формирования маскулинных черт личности и поведенческих реакций. Занятия с группой, состоящей из мальчиков и девочек 9–11 лет, проводили два психотерапевта: мужчина и женщина, которые демонстрировали сотрудничество, но разные формы поведения. Одновременно ребенок стал заниматься фехтованием под руководством тренера-мужчины. Кроме того, мама рассказала сыну о певце и поэте Владимире Высоцком, дала послушать некоторые песни в его исполнении. На сына этот образ произвел очень сильное впечатление. В результате мальчик изменился, он приобрел новые черты, улучшились его отношения с одноклассниками. И. Д.

Сайты для родителей необычных детей:
doktor-urolog.ru/gay_stat23.php
two-mums.ru
my-gay-son.org
comingoutspb.ru/ru/home
lgbtnet.ru
gay.org.ua


Комментариев нет:

Отправить комментарий