пятница, 30 октября 2015 г.

Как помочь детям преодолеть застенчивость?

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Филипп Зимбардо утверждает, что двое из пяти человек считают себя застенчивыми. Может быть, вы сами создали проблему для своего ребенка?
План поэтапного изменения "проблемного" ребенка  
Начните с того, что подумайте о своем собственном темпераменте. Считает ли вы себя застенчивым? А считали так, когда росли? Называли Вас застенчивым? Были ли Ваши братья, сестры, родственники или родители застенчивыми? Называли кого-нибудь из них застенчивыми? Есть ли какие-либо определенные ситуации, в которых вы чувствуете себя неловко? Что помогает вам чувствовать себя увереннее в групповых мероприятиях?


Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.
  1. Проанализируйте свои родительские ожидания. Соответствуют ли способности, сильные стороны и настроение ребенка вашим ожиданиям? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Ниже приводятся несколько моделей поведения родителей, которые следует серьезно рассмотреть. Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении?
- Заставляли Вы ребенка исполнять что-либо публично?
- Не слишком ли Вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?
- Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка?
- Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?
- Отговариваете ребенка испытать что-то новое?
- Заставляете ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него?       
- Сравниваете поступки и личность ребенка с поступками его братьев или сестер?
2. Подумайте о своем поведении. Как вы обычно реагируете на застенчивость ребенка? Что вы отвечаете, если кто-либо говорит вам о застенчивости вашего ребенка, особенно в его присутствии? Есть ли в вашем поведении что-то, что можно было бы изменить и этим помочь ребенку почувствовать больше уверенности в себе? Составьте план изменений и придерживайтесь его.
3. Перечитайте пять советов приобретению социальной уверенности. Выберите один, который, по вашему мнению, наиболее применим к ребенку. Запишите, как Вы используете этот совет.

Воспользуйтесь следующими пятью советами, чтобы помочь ребёнку стать уверенным в социальной среде.
1.        Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребёнком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребёнок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребёнку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот приём больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.
2.        Научите ребёнка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребёнком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; ребёнку, с которым он хотел бы познакомиться. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребёнок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.
ПОДСКАЗКА: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.
3.        Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребёнка к предстоящему событию – рассказывайте о предстоящей встрече гостей или подготовке к школьному празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом в ресторане, о чём говорить и даже как элегантно прощаться.
4.        Тренировка навыков общения с младшими детьми. Филипп Зимбардо, известный специалист по застенчивости и соавтор книги The Shy Child («Застенчивый ребёнок»), рекомендует сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими – братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребёнком или ребёнком ваших друзей – для непродолжительных игр. Работа приходящей няней – великолепная возможность для застенчивых подростков не только заработать деньги, но и попрактиковаться в социальных навыках: начать разговор, посмотреть в глаза – в том, что ребёнок стесняется делать со своими ровесниками.
5.        Создавайте условия для игр в паре. Фред Франкель, психолог и разработчик всемирно известной программы тренировки социальных навыков Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе, считает, что встречи для игр в паре – лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш ребёнок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоём пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий