вторник, 12 января 2016 г.

Адаптация после каникул


  После праздников многим детям (да и взрослым тоже) трудно заставить себя войти в рабочий ритм – настроение мрачное, концентрация на нуле, о предстоящих занятиях даже думать не хочется. У психологов нет специального названия для постпраздничного синдрома и в официальном реестре психических заболеваний он тоже не значится, большинству из нас знакомо характерное состояние в первый рабочий понедельник года: его можно назвать «хандрой после праздников» или «постпраздничным похмельем».
  «После десяти-четырнадцати праздничных дней это естественная реакция организма, – говорит психотерапевт Ангелос Хелерис (Angelos Halaris). – Мы временно выходим из привычных берегов – переедаем, мало спим, – все это создает благоприятные условия для физического и эмоционального обрушения, кризиса после праздников».
  Непривычная нагрузка на организм в сочетании с резким контрастом – только что мы веселились и предавались праздничному ничегонеделанью, и вот уже снова сидите за рабочим столом или партой и ждут уроки, и надо решить миллион задач… Неудивительно, что наше настроение оставляет желать лучшего. По наблюдениям экспертов, такое состояние может продлиться неделю-две.
  Зима только усиливает общий шторм угрюмости. Все еще рано темнеет, холодно или идут дожди. Сезонную депрессию особенно остро переживают те, кто вернулся в температуру ниже нуля после каникул на солнечном пляже у моря.
  Так что же делать, чтобы вернуть себе ощущение праздничной радости и энергии, даже если вы должны сейчас сосредоточиться на учёбе?
  1. В первые дни прихода в школу детям охота в первую очередь поделиться праздничными впечатлениями – они выходят на первый план, заслоняя учебу. Поэтому важно дать возможность ребёнку поговорить про праздничные впечатления, для того, чтобы отреагировать их, тем самым, выводя вперед учебные моменты. В рамках учёбы это может выглядеть так: школьники принесут летние фотографии и оформят ими стену класса, сделав нужные подписи; пусть ученики по командам издадут газету с летними впечатлениями или приготовят небольшие командные выступления о летних впечатлениях.
  2. Дети физиологически и психологически не могут сразу же после каникул быстро войти в прежний темп деятельности и обрести былую работоспособность – ребятам трудно долго поддерживать внимание, работать в одном темпе. Как говориться, если с разбега прыгнуть в ледяную воду, можно заработать сердечный приступ. Плавно возвращайтесь к знакомому распорядку – ставьте себе маленькие цели, чтобы их достижение приносило радость и укрепляло самооценку. «Не надо планировать себе тонну работы и пытаться успеть переделать все за 24 часа», – предупреждает Рэнди Хелерис.
  3. Задайте вопрос своему ребёнку, что ему больше всего понравилось в прошедших каникулах, и привнесите частичку праздника в повседневную жизнь. Скажем, если в праздники вы с детьми освоили катание на коньках - предложите ему подключить своих друзей к этому увлекательному занятию уже в ближайшую субботу.
  4. Не зацикливайтесь на чувстве потери. Ищите то, что сразу поднимает всей семье настроение: любимые фильмы, весёлые ролики в сети, просмотр совместных праздничных фото, мандарины, совместные игры для всех членов семьи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий