Консультационный центр для родителей учащихся гимназии № 528 по вопросам детской одаренности
суббота, 30 апреля 2016 г.
10 ФРАЗ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ
Детские психологи советуют не произносить некоторые фразы, чтобы не травмировать ребёнка, неважно сколько ему от роду — он всё уже понимает, даже по интонации.
1. У тебя ничего не получается — дай сделаю я!
Психологи утверждают, что эта фраза травмирует ребёнка и заранее программирует на неудачу. Он чувствует себя глупым и неловким и в будущем боится уже проявить инициативу, думая, что мама снова будет кричать.
2. Возьми, только успокойся!
Тяжело некоторым родителям выдержать многочасовое заунывное «ну пожалуйста, ну дай». Но, согласившись дать чаду то, что он просит, родители, сами того не желая, дают понять: нытьем и уговорами можно добиться всего, и мамино «нет» не стоит воспринимать всерьез.
3. Еще раз такое увижу — ты у меня получишь!
Как показала практика, дальше угроз дело не доходит. Ни мама, ни папа не осуществят наказание, а ребенок будет только напуган. Подобная фраза у детей вызывает лишь обиду и недоумение. Не пугайте своего кроху. Ребенок должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае. А внезапные срывы родителей ни к чему хорошему не приведут.
4. Я сказал(а) немедленно перестань!
Не стоит так резко говорить с малышом! Это же ваш ребенок! Если вы сорвались, лучше извиниться. Ребенок ведь обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы «перестать» начинает протестовать — малыши плачут и капризничают, подростки молча уходят и замыкаются в себе. В общем, как ни крути, это фраза никак не поможет добиться желаемого.
5. Ты должен понимать, что …
У многих детей возникает защитная реакция на эту фразу и ее занудное продолжение. Малыш не понимает нравоучений и, не слушая вас, переключается на что-то другое. Хуже всего поучения воспринимаются ребенком, когда он взбудоражен, расстроен или разозлен. Помните, он тоже человек, у которого возникла какая-то «проблема», и в данный момент он озабочен ею, и никак не принимает ваши даже самые здравые и правильные рассуждения.
6. Мальчики (девочки) так себя не ведут!
Постоянно повторяя это, родители прививают ребенку определенные стереотипы. И во взрослой жизни, выросший уже мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка — испытывать комплексы по поводу «неженской» профессии или недостаточно убранной квартиры.
7. Не расстраивайся из-за ерунды!
Возможно, для малыша это не ерунда! Вспомните себя в детстве! Да, ребенка может расстроиться, что ему машинку не дали или дом из кубиков рассыпался. Ведь в его маленьком мире именно машинка и домик — самое важное! Демонстрируя пренебрежение к проблемам ребенка, вы рискуете потерять его доверие и в дальнейшем не узнать о других, совсем не ерундовых проблемах своего малыша.
8. Побереги мое здоровье!
Нередко некоторые мамы говорят это малышам. Но поймите, рано или поздно все это перестает восприниматься всерьез, как в сказке про пастуха и волков. И на действительно плохое самочувствие мамы ребенок по привычке может не обратить внимания. Он подумает, что мама жалуется лишь бы он перестал шуметь, прыгать, играть и т.д.
9. Нет, это мы не купим — денег нет (дорого)!
Тяжело объяснить малышу, почему не стоит покупать всё подряд. Но получается, если у мамы или папы будут деньги — можно купить в магазине всё! Малыш именно так понимает эту фразу. Не лучше ли сказать, мамы и папы: «такая игрушка у тебя уже есть», «шоколада много вредно». Да, объяснять всегда трудно! Но ребенок должен понимать, почему родители ему это не покупают.
10. У всех дети как дети, а ты…
…наказание, неряха, растяпа и т.п. Не надо подобные ярлыки «вешать» на детей! Это понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать.
ПЯТЬ ШАГОВ К НАХОЖДЕНИЮ ПРИЗВАНИЯ
1. Понимание того, что в отношениях со своими отпрысками необходимо исходить из того, что ребенок – это человек со своим мировоззрением, душой, склонностями, опытом и так далее.
Почему это важно? Потому что только при таком отношении к ребенку можно заметить, что заложено в него Богом, и перестать навязывать собственное «понимание прекрасного».
2. Наблюдение за ребенком для того, чтобы выявить его желание; то есть, талант; то есть, призвание.
Это наблюдение неразрывно связано с любовью к ребенку, а именно: с умением ставить себя на его место. И, разумеется, с тем, что Вы относитесь к нему, как к человеку: Вам интересно все то новое, своеобразное, что есть в Вашем ребенке. Вы должны предлагать ребенку различные способы самореализации, ни в коем случае не давя на него, и наблюдать за тем, что ему больше нравится.
Сейчас есть огромное количество всяких кружков и секций, развивающих игр и прочего. Дайте ребенку возможность попробовать себя в разном, ни в коем случае не давите на него, не заставляйте заниматься тем, что Вам кажется правильным и перспективным – просто наблюдайте. Его интерес непременно проявится.
3. Постановка перед ребенком более сложных творческих задач.
Ребенок – это человек, жадный до всяких жизненных открытий. Вся его жизнь – это череда открытий, к каждому из которых он, что называется, хочет приложить руку. Как же разобраться: что является его призванием (то есть, подлинным желанием), а что – просто прихотью?
Для этого и необходимо ставить новые творческие задачи. Если ребенок любит решать математические задачи – это будет решение таких задач, которые он никогда до этого не видел; если ребенок любит компьютеры – это будет сборка компьютера, который он раньше не собирал; если ребенок любит танцевать – обучение новому танцу; если ребенок любит футбол, – игра в команде более высокого уровня.
Призвание – это природная особенность человека, поэтому оно диктует свои законы. Если маленькому человеку, действительно, нравится то, что он делает, то новые задачи – пусть даже через сложности, и подчас через временный отказ – все равно будут порождать в нем азарт. Если же это прихоть, то как только задачи станут более сложными, она растворится как лужа под солнцем.
4. Объяснение и поддержка ребенка в том, что его призвание должно быть направлено на других людей.
Увы, дети часто этого не понимают. И ребенок запросто может заявить: «Мое призвание – играть на компе!»
А действительно, что плохого в том, что человек играет на компьютере? В принципе, ничего. Однако, мир наш устроен так, что любой должен делать что-то, что необходимо другим. Это закон существования мира. И если человек не будет думать о том, какую пользу его дело способно принести другим, – мир развалится. И потому, как бы далеко ни продвинулся ты в освоении компьютерных игр, сколько бы уровней сумасшедшей трудности ни прошел, – от этого ничья жизнь, кроме твоей собственной, не изменится.
Как быть? Искать дело, которое будет приносить пользу кому-то, кроме тебя самого. Например, придумать новую, неведомую доселе компьютерную игру.
5. Понимание того, что ребенок имеет право на ошибку.
Поиски призвания могут приводить к тому, что ребенок обязательно будет отказываться от каких-то занятий, которые потребовали Ваших душевных, а, возможно, и материальных затрат. Ваша задача не налетать на него с криком: «Опять новый кружок? Опять новая секция? Да на все это денег не напасёшься», а объяснять ему, что ошибка – это не крах, а позитивный результат: мы отказываемся от чего-то, дабы найти другое.
Главное: не опускать руки! Искать! Надо очень хорошо понимать: поиски призвания – это дело, которым должны заниматься ребенок и родители вместе. Разумеется, случается чудо, когда ребенок находит призвание быстро и самостоятельно. Но это именно чудо, которым можно восторгаться, но надеяться на него непродуктивно.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)