четверг, 10 декабря 2015 г.

Трудные дети: какие они на самом деле и как им помочь?

  Учителя, родители....как бы сильно мы ни любили детей, нет-нет да и возникает ситуация, когда нам бывает так трудно сдержать порыв гнева. Иногда кажется, что ребёнок просто издевается над нами. Глубокий вдох и вы вновь и вновь стараетесь объяснить учебный материал или повторяете просьбу убраться в комнате.... Откуда они берутся, эти трудные детки? Неужели мы их так воспитали? Что мы сделали не так?
  Факт - трудный ребёнок - лишь симптом трудностей в семье. Для понимания детских трудностей, начнём с нарушений внутри семьи. Возможно, какие-то вещи вам покажутся очень знакомыми. А далее разберём основные "типы трудных детей", возможные рекомендации по общению с ними.
В таких семьях обычно есть нарушенные функции - это функции воспитания, передачи информации, контроля, культуры:

1. Коммуникация в семье не прямые, а скрытые. Пример такого общения-манипуляции: «Скажи папе, что я не разговариваю с ним».
2. Проблемы замалчиваются или отрицаются
3. Обратная связь в такой семье происходит в опозданием, например через месяц, и в течение всего этого времени копятся обида и злость. 
4. Конфликтные отношения в этой семье держатся годами и сама семья, без привлечения специалиста, не может самостоятельно с ними справиться. 
5. Все члены семьи держат «фасад благополучия» («у нас все хорошо, у нас все нормально»). Информация наружу, к посторонним, «не просачивается». Информация также может утаиваться и от какого-либо члена семьи – например, ребенок узнает о разводе родителей лишь через пол-года. Либо семья может, наоборот, демонстративно себя позиционирует «Да, мы такие!» (например, семья с ребенком-инвалидом). Либо информация подается завуалировано, например, в семьях с алкогольной зависимостью: «Все хорошо, папа лишь чуток расслабился».
6. Склонность к поляризации чувств «черное-белое»
7. Размытость границ «Я», нет дифференциации. Не соблюдаются территориальные границы – родители входят в комнату детей без стука. Нарушаются эмоциональные границы : «Я хочу знать в своем ребенке ВСЕ-ВСЕ». Совместное использование личных и интимных вещей – зубная щетка, общее полотенце на всех. 
8. Всегда есть насилие – эмоциональное, психологическое , либо сексуальное. Например, эмоциональное – это когда родитель готов «убить одним взглядом», «я с тобой не разговариваю» и т.д.
9. Запрет на выражение чувств. Если предъявляешь эмоции, значит обнаруживаешь проблему. Запрет может выражаться словами: «На родителей злиться нельзя» и т.д. Как вариант запрета – обесценивание чувств ребенка , это когда родителю все-равно ,что чувствует ребенок. 
В здоровой семье это выражается иначе: «Злится можно, бить нельзя». Злость и агрессия – это то, что помогает защищать себя. Если же есть запрет на выражение агрессии, то ребенок в опасных ситуация чувствует оцепенение, ступор. 


Роли-«маски» детей. 
«Ребенок- герой». Как правило, старший ребенок.
Мама занята всем , чем угодно, кроме детей и ребенок решает «Буду помогать маме. Тогда она скажет «ты молодец»!». И ребенок становится хорошим во всем, у него много достижений, он - "маленький взрослый". 
Но он постоянно чувствует этот груз: «Только так ты может заслужить любовь (отличными оценками, достижениями и т.д.)», поэтому сильный страх оценки, страх потерять контроль над ситуацией. 
У ребенка проявляется перфекционизм, сверх-ответственность, он трудоголик. Уверен, что люди любят его за его достижения, совершенно не умеет радоваться и отдыхать. 
Обычно создает семью в паре с безответственным. 

Рекомендации по отношению к ребенку: Любить его просто так, замечать его отдельно от его достижений. Спрашивать о чувствах и мыслях «про себя самого», не «для других».

Ребенок- «козел отпущения»
Этот ребенок для того, чтобы перенести фокус внимания на себя, готов даже принять негатив. Например. получает «двойку», мама злится, ругается, но тем не менее – его видят, его замечают!
Этот ребенок враждебный, резкий, неприятный, трудно идет на контакт. Он на всех смотрит «сверху-вниз», его доверие трудно  заслужить. Внутри у него – боль, вина, злость, отвержение. Впереди, как правило, такого ребенка ждет – химическая зависимость, тюрьма и т.д. Но если ему вовремя оказать психологическую помощь, то он может стать хорошим психологом-консультантом.

В общении с таким ребенком нельзя: указывать пальцем «Хулиган!» Он только этого и ждет. 

Рекомендации по общению: давать обратную связь о том, что его поведение неуместно (например. «разбивать стекло в окне – это не способ разрешить конфликт»). Отделять его самого от его поведения. Поощрять, если возьмет ответственность за что-то. Выставлять ему четкие границы «что можно, что нельзя». Держать себя с ним последовательно, т.е. . например, если установили правила, то придерживаться их.

Ребенок-«шут»
Ребенок демонстрирует веселье, юмор. Он обаятелен, чтобы мама обратила на него внимание.
У него есть двойственность: 
Ему трудно быть серьезным, ответственным. Как правило, он гиперактивен. Открыл рот – и понеслось…
Но глаза грустные – т.е. внутри страх, тревога, вина за семью, запрет на выражение негативных чувств. 
Что ждет впереди – к 40 годам так и будет весельчаком и безответственным. В перспективе – химическая зависимость (т.к. такая двуликость дается тяжело), самоубийство. 
Если оказать вовремя психологическую помощь, то может стать очень интересным человеком. Нужно научить его выражать разные чувства – в том числе и негативные. 

Нельзя: Обрывать, приказывать ему: «Не смейся» (это его единственный способ приспособится к ситуации), нельзя поддаваться его провокациям и смеяться вместе с ним.

Рекомендации по общению: показать ему его противоречие: «смеешься, а глаза грустные», «расскажи, а что смешного в этой шутке?». Стараться удерживать зрительный контакт, но не перегружать его этим. Говорить с ним на серьезные темы. 

«Потерянный ребенок». 
Самая страшная маска.
Этот ребенок вообще отказывается получать внимание, его никто не замечает и его это устраивает. 
Этот ребенок удобен для семьи – он погружен в книжки, куклы, нет друзей. От него нет хлопот. Он уходит в интернет-зависимость, в свои мечты, его нет в этом мире. 
Для него одиночество – это норма. Острое ощущение своей ненужности. Крайне застенчивый и всего боится. Очень легко вспугнуть контакт с ним. Они вообще ужасно незаметные везде (в семье, в классе и т.д.). 
В будущем – без помощи потеряется в жизни окончательно, часто умирают, т.е. у них нет понимания, ради чего жить. Часто – суицид. В партнеры обычно выбирают «козла отпущения». 
Если вовремя оказать помощь, то – это очень талантливые, творческие люди, с богатым внутренним миром.

Нельзя: давить на ребенка. 

Рекомендации по общению: замечать его, интересоваться его внутренним миром.


Комментариев нет:

Отправить комментарий