Есть много разных полезных и не очень книг и статей, в которых
описано, как же это прекрасно – хвалить ребенка. При этом почему это необходимо
и как это делать, мало кто объясняет. Давайте разбираться вместе.
Что позволяет сделать похвала?
1) уделить
внимание
Чтобы похвалить, нужно заметить и сказать, что ты об этом
думаешь – как минимум. Это требует времени. А это и есть внимание.
2) укрепить
самооценку
Похвала – мысленный плюсик, который ребенок может занести в
графу «сделано хорошо». И это расширяет область «сделано мной» и «я умею»,
укрупняя и утверждая вещественное представительство ребенка в мире, его пока
незрелой личности – «Я ЕСТЬ».
3) закрепить
что-то в поведении
Человек стремится делать то, что у него получается. И с этой
точки зрения похвала стимулирует повторение действия. Многие родители говорят,
что их дети ведут себя безобразно С ТАКИМ ЛИЦОМ, что не остается сомнений – они
в восторге от такого поведения. Да, иногда взрослые смеются с удовольствием,
когда малыш совершает смешные, но недостойные действия. Истребить действия,
подкрепленные таким мощным одобрением как соучастливый смех мамы и папы,
практически нереально. Помните об этом!
Хвалить надо учиться!
В книге Адель Фабер и Элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"я не нашла для себя
ничего нового с точки зрения теории, но в ней собрана масса практических
приемов, некоторые из которых настолько искусны и очаровательны, что перед ними
никто не устоит. И главное – многие из них предложили участники семинаров,
которые авторы проводили во многих городах США. То есть… Такие же родители как
и мы с вами! А значит каждый способен проявить изобретательность даже в таком
трудном деле как воспитание собственного ребенка.
Памятка из главы «Как правильно хвалить»
- Вместо оценки, опишите.
Пример: «Я вижу чистый пол, ровно застеленную кровать, и
книги, аккуратно выставленные в ряд на полке.»
Примечание психолога: такая оценка обращает хвалимого и хвалящего к
реальным достижениям, а значит не оставляет места сомнению.
- Опишите, что Вы чувствуете.
Пример: «Так приятно входить в эту комнату!»
Примечание психолога: такая похвала о(бо)сновывается реальностью
искреннего переживания хвалящего по поводу деятельности хвалимого.
- Подытожьте похвальное поведение ребенка каким-нибудь словом.
Пример: «Ты разобрал карандаши, мелки и ручки и все сложил
по коробкам. Вот это я называю организацией!»
Примечание психолога: этот способ позволяет напрямую связать свойства
ребенка с его реальной деятельностью. То, что он хороший, у него можно
отобрать, назвав «плохим». А то, что он организованный, потому что у него все
лежит на месте, у него никто не отнимет.
Последнее особенно хорошо для забывчивых родителей, которые
любят награждать званием «Молодец!» Помните, что важно называть все своими
именами и объяснять, почему именно ребенок молодец, чтобы это могло его
поддерживать тогда, когда Вас не будет рядом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий