Чем еще новое поколение
отличается от предыдущего?
Работая в школе, я сделала для себя несколько
открытий. Оказалось, школьники совсем не знают дворовых игр, которые, как мне
казалось, известны всем детям. Между собой тоже мало общаются. И отвечая на мой
вопрос, чем вы занимаетесь дома на каникулах, все (!) дети ответили, что сидят
у компьютера или играют с телефоном. Вот оно, новое поколение, взращенное на
высоких информационных технологиях. Вот что говорит об этом начальник отдела
прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования, психолог-консультант Елена Осипова.
- Почему современные дети не
играют в дворовые игры?
- Когда мы играли в игры, нам эти
игры кто-то передавал. Нас учили старшие дети, а сейчас даже старшие дети сами
не знают, как и во что можно играть на улице. Родители дворовым играм тоже не
учат в силу своей занятости. Сказать, что дети вообще не играют во дворе, тоже
не совсем правильно. Они играют, но мало. Детей на улице сегодня в два-три раза
меньше, чем 10 лет назад. Ситуация немного другая, родители боятся отпускать
детей на улицу, потому что там небезопасно, им страшно за их жизни, поэтому
детское общение во дворе и ограничивается. Современные родители - это поколение
90-х годов, а это время, когда в принципе и прекратились игры на улице и в
каждом доме появлялся компьютер. Тот период, когда росли мы, социальная
ситуация была совершенно другая, были только телевизор и радио. А так как
сегодняшний мир наполнен компьютерами, всевозможными гаджетами и другой
техникой, ребенок адаптируется к ним. И это совершенно естественный процесс.
- А есть игры, в которые дети
должны играть обязательно?
- Мальчишки обязательно должны
играть в войнушку, а девочки в куклы. И они сейчас это делают, но по-другому,
на компьютере. Смысл игр не изменился, поменялась только оболочка.
- Почему дети нового поколения
так привязаны к компьютерам, а не книгам и живому общению? И можно ли говорить
о том, что они воспитаются не родителями, а техникой?
- А сколько времени родители
проводят у компьютера? Много. Вот поэтому и ребенок что видит, то и перенимает.
Ведь дети во всем подражают взрослым. Для них взрослая жизнь - это сидение за
компьютером.
Я не говорю о том, что нужно
запрещать детям пользоваться компьютером. Но нужно объяснять, что компьютер
создан не только для игр, это еще и рабочий инструмент.
- Когда родители должны
насторожиться?
- Если из расписания ребенка
исчезает время для прогулок и игр в компании сверстников. Если этого общения
нет, то родители должны его инициировать, приглашать детей в гости, устраивать
праздники, иначе ребенок будет развиваться с опозданием и в будущем могут
возникнуть проблемы. Таким детям будет сложнее адаптироваться в обществе, им с
трудом удается сделать хорошую карьеру.
Сейчас у родителей забрали
функцию просвещать ребенка, за них это делает компьютер, в меньшей степени -
двор. Родители успевают только ухаживать за ребенком: обеспечить его едой,
чистой одеждой и общаться на предмет «что ты делал, что поел и куда сходил». Дети
владеют большей информацией, но вопрос, как они ее обрабатывают и принимают.
Они все воспринимают как истину, в силу возрастных особенностей.
И еще родители должны передавать
детям свой личный опыт, рассказывать, чего они достигли. Только таким образом в
семье будут складываться доверительные отношения.
10 особенностей современных детей
1. Они менее самостоятельны. Не
умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считают,
что в этом нет потребности.
2. Сейчас в развитии детей упор
делается на развитие памяти, а не словесного-логического и абстрактного
мышления. Это отчасти связано с подготовкой к сдаче тестов. Они плохо считают в
уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них.
Современный ребенок плохо знает даже свой микрорайон, и это влияет на развитие
пространственного мышления, которое у них развивается за компьютером, поэтому
они плохо ориентируются.
3. Дети очень образованы. Они
знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и
быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита
внимательность. Но написать школьное сочинение - проблема, ведь надо собрать
информацию, систематизировать и придумать сюжет. Информационно они взрослеют
раньше, а социально - значительно позже. Многие выпускники совершенно
несамостоятельны.
4. Они мало общаются, говорят,
тяжело вступают в контакт. Если ребенок застрял на компьютере, то у него есть
большие проблемы с коммуникацией, но это не говорит о том, что он не научится
общаться. Он сделает это, но чуть позже или когда это будет жизненно
необходимо.
5. У них есть проблема разрешения
конфликтов. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться. В
Интернете не надо этого делать, можно просто не отвечать, перейти на другой
сайт. И в итоге ты не умеешь ни мириться, ни идти на компромиссы, ни
сотрудничать, ни разговаривать, ни объясняться.
6. Они застенчивы. Компьютер не
учит преодолевать этот комплекс, только личное общение.
7. У них есть проблемы с
эмоциональностью, ее не хватает. Многие не понимают, что такое плохо, больно,
очень страшно. То, что мы переживали в 6 - 9 лет, современные дети переживают в
10 - 12 и более травматично.
8. Эти дети менее романтичны и
более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями.
9. Они реже принимают
самостоятельные решения, за них все решают родители.
10. Эти дети более талантливы. У
них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего
развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир - это
мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только
могли мечтать дети прошлых поколений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий