ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Филипп
Зимбардо утверждает, что двое из пяти человек считают себя застенчивыми. Может
быть, вы сами создали проблему для своего ребенка?
План поэтапного
изменения "проблемного" ребенка
Начните
с того, что подумайте о своем собственном темпераменте. Считает ли вы себя
застенчивым? А считали так, когда росли? Называли Вас застенчивым? Были ли Ваши
братья, сестры, родственники или родители застенчивыми? Называли кого-нибудь из
них застенчивыми? Есть ли какие-либо определенные ситуации, в которых вы
чувствуете себя неловко? Что помогает вам чувствовать себя увереннее в групповых
мероприятиях?
Теперь
настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте
Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих
мыслей и составления плана изменений.
- Проанализируйте свои родительские
ожидания.
Соответствуют ли способности, сильные стороны и настроение ребенка вашим
ожиданиям? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и
способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Ниже приводятся
несколько моделей поведения родителей, которые следует серьезно
рассмотреть. Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении?
- Заставляли Вы
ребенка исполнять что-либо публично?
- Не слишком ли
Вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?
- Имеете ли вы
обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка?
- Говорите ли вы
обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?
- Отговариваете
ребенка испытать что-то новое?
- Заставляете
ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него?
- Сравниваете поступки и личность ребенка
с поступками его братьев или сестер?
2.
Подумайте
о своем поведении. Как вы обычно реагируете на застенчивость ребенка? Что
вы отвечаете, если кто-либо говорит вам о застенчивости вашего ребенка,
особенно в его присутствии? Есть ли в вашем поведении что-то, что можно было бы
изменить и этим помочь ребенку почувствовать больше уверенности в себе?
Составьте план изменений и придерживайтесь его.
3.
Перечитайте
пять советов приобретению социальной уверенности. Выберите один,
который, по вашему мнению, наиболее применим к ребенку. Запишите, как Вы используете этот совет.
Воспользуйтесь
следующими пятью советами, чтобы помочь ребёнку стать уверенным в социальной
среде.
1.
Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с
ребёнком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу
увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и
регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребёнок вскоре
станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребёнку неловко это делать,
посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После
некоторой тренировки ему этот приём больше не понадобится, и он будет увереннее
смотреть в глаза собеседнику.
2.
Научите ребёнка начинать и заканчивать разговор. Составьте
вместе с ребёнком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными
группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому,
с которым он раньше не встречался; ребёнку, с которым он хотел бы
познакомиться. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребёнок
не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.
ПОДСКАЗКА:
тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не
так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.
3.
Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте
ребёнка к предстоящему событию – рассказывайте о предстоящей встрече гостей или
подготовке к школьному празднику. Затем помогите ему потренироваться, как
поздороваться с гостями, как вести себя за столом в ресторане, о чём говорить и
даже как элегантно прощаться.
4.
Тренировка навыков общения с младшими детьми. Филипп
Зимбардо, известный специалист по застенчивости и соавтор книги The Shy Child («Застенчивый ребёнок»), рекомендует
сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими – братом или сестрой,
двоюродными родственниками, соседским ребёнком или ребёнком ваших друзей – для непродолжительных
игр. Работа приходящей няней – великолепная возможность для застенчивых подростков
не только заработать деньги, но и попрактиковаться в социальных навыках: начать
разговор, посмотреть в глаза – в том, что ребёнок стесняется делать со своими
ровесниками.
5.
Создавайте условия для игр в паре. Фред Франкель,
психолог и разработчик всемирно известной программы тренировки социальных
навыков Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе, считает, что встречи для
игр в паре – лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш
ребёнок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоём пару часов,
чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу.
Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму;
присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить
в перечень игр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий