Ситуация заставляет их вести себя боле ответственно, считает эксперт по психологии подросткового возраста Лоренс Стейнберг. А вот присутствие сверстников провоцирует рискованные поступки.
Хорошо известно, что подростки гораздо больше, чем взрослые, склонны к рискованному поведению, особенно в компании сверстников. Новое исследование, проведенное под руководством крупнейшего специалиста по подростковой психологии Лоренса Стейнберга (Laurence Steinberg) из Темпльского университета в Филадельфии, показывает, что эта склонность уменьшается, когда рядом с подростком находится кто-то, чуть его постарше.
«Наш главный вывод состоит в том, что в такой ситуации юноши становятся более ответственными при принятии решений», – объясняет психолог. Эксперимент, который проводили Стейнберг и его соавторы Кэрол Сильва (Karol Silva) и Джейсон Чейн (Jason Chein), финансировался американской армией. Большинство солдат относятся как раз к возрастной группе чуть младше или чуть старше 20 лет. Окажет ли на них положительное влияние присутствие взрослых солдат, от 25 до 30 лет? Этот вопрос и поставили перед собой исследователи.
Для эксперимента были отобраны случайным образом юноши от 18 до 20 лет. Одни участвовали в эксперименте в одиночку, другие в группе. Причем группа могла состоять или из трех сверстников или из двух юношей и одного взрослого. При этом подростки не знали, что их взрослые напарники были аспирантами, входившими в команду исследователей.
Вначале каждого участника попросили представиться другим, назвать свое имя и сообщить, на каком курсе он учится. Таким образом, все получили представление о возрасте друг друга.
В ходе эксперимента участнику предлагали управлять машиной в компьютерном симуляторе вождения, в то время как остальные за ним наблюдали. Задание состояло в том, чтобы максимально быстро проехать по виртуальной трассе. На каждом перекрестке «водитель» должен был решить, останавливаться ли на желтый свет, теряя время, или продолжать ехать, но рисковать врезаться в другую машину, из-за чего он терял еще больше времени. За очень быстрое прохождение трассы участнику давали денежное вознаграждение. Наблюдатели тоже получали бонусы соответственно успехам «водителя».
Склонность участника к риску оценивалась в зависимости от количества перекрестков, на которых они проскакивали на желтый свет. Учитывалась также склонность участника немедленно получить небольшое вознаграждение или же набраться терпения и получить более весомое вознаграждение позже.
Оказалось, что водители, за которыми наблюдали только сверстники, значительно больше рисковали и для них была важнее немедленная награда, по сравнению с теми, кто выполнял задание в одиночестве или же в группе, где был участник постарше. Причем в двух последних случаях результаты ничем не отличались.
Другими словами, если подростки провоцировали участника на более рискованные действия, то уже одно присутствие взрослого смягчало этот эффект. Впрочем, отмечают авторы, пока трудно сказать, какой именно фактор влиял на поведение юношей: само сознание, что рядом находится кто-то старший по возрасту, или же его «взрослая» манера поведения. Также еще предстоит проверить, справедлива ли такая закономерность для девушек-подростков и для смешанных групп с участием девушек и юношей.
Хотя изначально целью исследования было повышение результативности армейских взводов, авторы полагают, что эти результаты могут иметь более широкое применение, например, при подборе персонала для магазинов и ресторанов, где работает много молодежи.
«Нет сомнений, что очень молодые сотрудники многое привносят в рабочие группы, в том числе спонтанность, энтузиазм и креативность. Тем, кто ими руководит, важно найти способ направить эту энергию в мирное русло, минимизируя склонность подростков к излишнему риску», – подытоживает Лоренс Стейнберг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий