Когда мы идем на собрание в школу, наш мозг делает «петлю времени», возвращая нас в детство. Со всеми эмоциями, ожиданиями, напряжением, которые были связаны с родительскими собраниями нашего детства. Важно напомнить себе: «я вырос, я взрослый».
1. Когда мы идем в школу. мы нередко изначально противопоставляем себя и свою семейную систему школе и системе образования. И заранее настроены на сопротивление.
Важно: держать внутри фокус – мы сотрудничаем (или учимся сотрудничать) со школой во благо потенциала ребенка. Учителя не враги. Они часто сами напуганы оценивающими и критикующими родителями и администрацией.
2. Вы до сих пор верите, что оценки отражают объективные знания? Если мы сами «зафиксированы» на оценках, мы теряем возможность гармонично относиться к ошибкам и развиваться. И делаем из детей невротиков-перфекционистов или «пофигистов». Только родитель (и то не каждый) в состоянии осознать, сколько шагов сделал его ребенок к «новой» оценке. Только грамотный и чувствующий педагог – такие есть – оценивает динамику, вклад ребенка в самого себя и в предмет.
Важно помнить:
- Ребенок не учится, то есть не воспринимает информацию от того преподавателя, которого боится и не уважает. (Так уж устроен наш мозг.)
- Если у вашего ребенка жуткие, с вашей точки зрения, оценки по конкретному предмету, уточните, пожалуйста, возможно, у большинства детей в классе оценки такие же. А если это так, то, может, дело не в ребенке?
- Ребенок часто в школьной жизни компенсирует что-то, что «недоукомплектовано» в семье. Например, отвечает плохой успеваемостью на обиды или родительское давление.
- Есть возрастные особенности, которые, к сожалению, система образования совершенно не учитывает. Например, в те самые годы, когда школьная нагрузка огромна, а детей еще и ждут экзамены, гиппокамп (он отвечает в том числе за долговременную память) угнетен. Мозг не в состоянии справиться с объемом информации, стихи и формулы действительно не запоминаются, нервная и сердечно-сосудистая система работают на пределе сил. Снижение успеваемости и «школьная апатичность» в это время закономерны.
- Подростковый возраст – время, когда снижается авторитет женщин-преподавателей (тех, кто попадает в архетип «мамы»).
3. Нынешняя система образования пока еще ориентируется на классический IQ. Логико-лингвистический. Почитайте, пожалуйста, о теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Он описывает:
- Логико-математический интеллект
- Словесно-лингвистический интеллект
- Пространственно-механистический интеллект
- Музыкальный интеллект
- Телесно-кинестетический интеллект
- Межличностно-социальный интеллект
- Внутриличностный интеллект
Уверена, вы обнаружите, что ваш ребенок, получающий плохие оценки по физике, возможно, успешен в другом – не менее важном – направлении.
4. Как бы ни учился наш ребенок, что бы о нем ни говорили – это не должно влиять на нашу самооценку и заставлять нас чувствовать себя «плохим родителем». За это свое ощущение «плохости» родители иногда «мстят» ребенку, придя с собрания. Важно помнить: за каждым системным «проступком» ребенка, за его «плохостью» есть совершенно не очевидная, но важная причина. Когда учитель произносит: «…а теперь ваши оценки», видно, как спины родителей «костенеют».
Важно: оценки, о которых нам рассказывают, – это не оценки нас или наших детей. И мы, и наши дети стабильно хороши и уникальны. Это оценки знаний и усердия по конкретному предмету. Плохая оценка не говорит о том, что ребенок плох (и мы плохи), мы же помним об этом?
5. Озвучивать оценки и рассказывать о «непродуктивности»» ребенка публично, тем более сравнивая его с другими, – неэтично. Мы можем смело остановить преподавателя и просить, чтобы он общался с родителями индивидуально.
6. Для внешнего пространства - мы защитники, щит для ребенка. Что бы ни происходило - он может и должен рассчитывать на наше, как минимум, понимание. Важно: задать себе вопрос - я мама-папа или представитель системы? Если мы понимаем, что есть то, что важно откорректировать, нужно определиться: я справлюсь сам, или нам необходим помощник - психолог, репетитор, тьютор. Иногда ребенку важно попасть в другую группу (например, в лагере), чтобы он смог проявить другие качества, почувствовал себя «новым» в другой среде. Иногда новое хобби становится катализатором для развития, а иногда действительно важна работа психолога и репетитора.
7. Когда мы возвращаемся с собрания, что бы мы ни узнали, в каком бы мы ни были состоянии, перед «разбором полетов», если вы верите в их действенность, важно найти то, что поддержать в ребенке. Сказать искренне о том, что в ребенке вызывает у вас уважение.
Все эти пункты написаны для того, чтобы, вернувшись с собрания, вы смогли искренне сказать, что у вас любимый ребенок и если бы была возможность выбирать себе детей, вы бы выбрали именно его. Даже если с ним бывает сложно, грустно, обидно... А школа – это важная, но только часть жизни.
Доброго взросления!
Комментариев нет:
Отправить комментарий